“Власть или партнерство? Дети, педагоги, родители. Понимание — начало согласия” — 27 — 28 сентября 2014 — На вопросы участников отвечают эксперты сайта.

 

Вопрос из Перми.     ссылка на видео
Вопрос:   

Есть дети активные, а есть очень стеснительные, замкнутые, что даже учителю трудно их вовлечь в учебный процесс. Возможно ли как-то подготовить ребенка, что можно делать с такими ребятами?
Ответ:

Дмитрий Лысак.

Вопрос понятен. В классе есть ребята очень активные и готовые всегда ответить и есть ребята где-то пассивные, где-то стесняются. Не вовлечены в этот процесс. Здесь важно понимать, что ребенок находится не только в классе, в школе с первого класса по одиннадцатый. И конечно же все эти возрастные особенности, они формируются в школе. Должны помнить, что с 6 до 9 лет мы должны дать обязательно детям возможность максимально общаться между собой, выстраивать межличностные отношения, чтобы они были дружественные, чтобы в этот период ребенок мог найти максимальное количество друзей. Затем уже в период с 9 до 13 лет важно, чтобы наши дети выходили вовне, видели все социальные связи, которые существуют. И в этом возрасте важно, чтобы они говорили о будущем, о том, что такое семья, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Именно с 9 до 13-ти. А вот с 13 до 16 важно уже формировать отношение к тому, что я хотел бы в этой жизни достичь. Не с точки зрения профессии, а с точки зрения призвания. Потом здесь важно, чтобы с 13 лет у наших детей было максимум социальных проб. Они пробовали бы себя как работник на предприятии, как волонтер помогающий. Я почему сейчас это затронул, отвечая на этот вопрос? Мы просто должны понимать: в этот момент, в этот период —  что является развивающим для ребенка? Если мы видим, что ребенок скромный, стеснительный, но при том мы знаем, что в этом возрасте важным является общение до 9-ти лет, то мы должны создать такую форму, где максимум они могли бы между собой общаться. Вот мы во второй части встречи покажем, как это. Когда у нас есть интервью друг с другом, когда у нас игра какая-то, которая нас вовлекает в этот процесс и у нас нет конкурентных игр. Здесь важно помнить об этом аспекте возрастных особенностей. И второй аспект, важный: мы должны понимать, что у детей после 13-лет формируется собственная субкультура. И она, в общем-то, является противоположной нашей, но именно эта субкультура является возможностью нашего входа туда. Вот пример – Стас, когда мы его пригласили. Потому что когда мы идем к детям и говорим: ребята, а давайте вы напишете рэп. А что такое рэп? Я вот для себя совсем недавно узнал, оказывается это — проговаривание внутренних состояний своих, переживаний под музыку, в ритм. Оказывается мы через рэп можем понять, что у него там происходит. А если мы придем сейчас и скажем: “Давайте мы вас сейчас научим делать рэп”. Не просто скажем “вот вам ритм и напишите слова”, а скажем «мы вас научим». Мы недавно нашли молодых парней, которые этим увлечены очень, которые очень хотят, чтобы эта субкультура развивалась.Мы им сказали: «Научите наших ребят писать рэп». Они им всё рассказали, как это всё происходит. А потом мы их попросили помочь увидеть мир не только какой он плохой, но и во всех его проявлениях, связях. И когда дети начинают создавать этот рэп, они начинают осознавать, что мир не такой уж плохой. Что взрослые не такие уж ужасные.
И вот эта точка входа через какие-то субкультуры помогает, через социальные сети. Яркий пример сериал «Сваты». Когда мы видим, что не можем попасть к подростку в контакт. Бабушки-дедушки принимают решение: будем дружить через социальную сеть. И проходят реально обучение. О чем говорит фильм, он как будто создан под наш проект. Родители должны догонять наших детей, не в смысле своих профессиональных навыков. Потому что дети в этом мире мультимедиа знают больше и в нем есть много такого, что помогает нам сближаться. Если мы изначально будем закладывать в основу, что мы будем заботиться друг о друге. Что такое забота? Она проявляется когда я хочу, что бы мой ученик, мой одноклассник сказал тоже что-то. Он будет говорит так, что я не пойму эту картину мира. И мы, как педагоги и родители должны задавать такие формы, чтобы он мог проговорить себя. Я такого специалиста привез к своему племяннику, который вечно молчит. И он смог его разговорить и тот выплеснул все проблемы, которые у него внутри. И стало понятно. И  эта форма очень хорошая, когда мы ищем пути сближения через субкультуру.

 

Вопрос из Челябинска.     ссылка на видео
Вопрос:   

Я мама 13-ти летнего подростка и принимаю активное  участие в родительском комитете. У меня вопрос такой: как мне начать применять интегральное воспитание в тех классных мероприятиях, которые я собираюсь в этом году проводить? 1 сентября сходили в кафе и через две недели провели конкурс поделок, где определили 1-е, 2-е и 3-е место. А в плане интегрального воспитания, какие мероприятия я должна проводить с учениками 6 класса?

Ответ:

Дмитрий Лысак    

Спасибо за вопрос. Хотелось бы вообще настроить родителей, педагогов, что в своей педагогической деятельности лучше учитывать современные мультимедийные знания, которые есть у наших детей или, так скажем, наклонности мультимедийные. К примеру, вы проводите конкурс поделок, сделайте конкурс фотографий и эти фотографии пускай они вышлют, т.е создайте социальную страничку, где они всё это выложат. Т е. использовать для работы мультимедийные средства, которые есть. Это первый момент, как рекомендация. И прям во всем так рассматривать. Допустим, хотим  провести какую-то познавательную игру. Мы знаем, что дети любят квесты, они обожают квесты сейчас. Да и вообще, квесты обожают не только дети, взрослые коммерческие квесты устраивают. Давайте им предлагать квест, как форму, которая познавательность запускает. Это тоже предложение. Теперь, что касается нашей методики. Вообще мы всем всегда говорим: для того, чтобы мероприятие было успешным, должно быть соблюдено три правила: 1- вы должны начать с игры. Игры, которая выстраивает теплые взаимоотношения или задает определенное настроение на последующие действия. И 2- это упражнения, которое помогло бы нам всем задуматься над чем-то, или вдруг в результате того упражнения получить новое неожиданное условие, знание. Т.е. интрига должна быть или драматическая ситуация, обязательно. И последнее,  когда вы завершаете это мероприятие — это обязательно обсуждение.  А что сегодня произошло? А что произошло со мной? Вот эти вопросы  развивают рефлексивный характер, что и позволяет нам говорить. Это все может бытькак раз той круглой формой, о которой мы сегодня говорим. И она даёт нам те результаты, которые важны нам. Это создание дружеской атмосферы запускает процессы эмоционально-чувственного воспитания в этом коллективе. И самое главное — мы в результате должны сказать ”а что мы будем делать завтра?” и вместе накидать  варианты.
И не то, что я сегодня проснулся и мне вдруг кажется, что мы сегодня все должны пойти в театр; а мы идем от того,  что коллектив на сегодняшний день чувствует, что он может предлагать. А для того, чтоб он захотел пойти в театр, я должен вот этот квест организовать таким образом, чтобы он с ним познакомился, с театром, с постановкой. Ну, например, я вырос на попсе,  помню  «Ласковый май» и всё остальное. И волею судьбы я оказался в Германии. А мой друг в Германии, семья которого меня приняла, увлекался классической музыкой. Что он делал? Чтобы сводить меня на концерт, он на кануне давал мне книжечку на русском языке, находил где-то там, чтобы я прочитал либретто, либо что там является основой для написания этой музыки, какие события происходили с автором, какие в стране события. Таким образом я, приходя на концерт, уже изначально, не понимая особенностей музыки классической, но  был настроен. Тоже и мы с вами должны делать. Т.е. если мы хотим вывести ребенка на следующий уровень, мы должны ему на этом уровне изначально создать основы знакомства с последующим уровнем. Таким образом, задавая в его памяти определённое состояние чего-то новенького, которое потом ему раскрывается  шире. Это как в год ребенок, который  научился ходить, сначала он вообще-то  ползал. И каждый раз мы должны осознавать: он не может пойти без того, чтобы не ползать. Друзья, мы проговорили про три компонента и у вас всё получится.

 

Вопрос из Перми.     ссылка на видео
Вопрос:   

Я, до сих пор не знаю, как относиться к такой форме общения детей. Дело в том, что в Перми получили большое распространение сайты, которые организуют сами дети: “подслушано в школе такой-то”. С одной стороны это хорошо, т.е.дети, которые не могут сказать в глаза учителю о каких-то отрицательных моментах урока, они говорят это, когда общаются с ним на сайте. Это замечательно, учитель меняется, дети об этом сами говорят. Да, вот вы говорите, что это плохо — говорят ученики (такой разговор у меня состоялся со старшеклассниками) — а вот мы пообщались с учителем физкультуры и он уроки свои изменил. С одной хорошо, но с другой стороны там много отрицательного. Я уже не говорю о тех нецензурных выражениях, которые там есть на этих сайтах, но я знаю, что сейчас многие школы такие сайты имеют, где дети сами это всё организовали. Они общаются, они обсуждают учителей и вот здесь наша позиция учителя. Либо мы принимаем и начинаем с детьми общаться, либо мы уходим от этого общения. И ещё у меня вот такое. Как вы относитесь к слогану «Я становлюсь успешным вопреки школе современной»? Он актуальный и жизнь это доказывает.
Ответ:

Елена Дробинина    

А можно я вот про эти сайты? Я думаю, наш общий опыт показывает: то, что делают наши любимые дети, мы  это прекратить не можем. Особенно если это происходит в интернете, потому что они там как рыба в воде. Так вот «такие пьянки» мы должны возглавлять. Это шутка, вы понимаете о чем я говорю. Не можешь прекратить «пьянку» ты должен её возглавить. Т.е по любому мы должны становиться авторитетом для своих детей. Сейчас Дима говорил о рэп-семинарах, мы увидели насколько это здорово работает с детьми. Более того, у нас есть друг в Москве, он учитель и музыкант. Он сделал и записал рэп-урок географии. Это потрясающе. Дети, детским языком говоря, офигели просто , что их учитель способен на такое. Это очень классный ролик, мы вам его можем показать, можем разослать. Это очень красиво сделано,  качественно и в тоже время на их языке. Они тогда начинают слышать. Если мы сидим сейчас с вами и вот так фронтально общаемся, это вы можете нас так терпеть, потому что мы взрослые люди, мы одинаково воспитаны, учились в одной и той же школе и т.д. Наши дети – нет. Они уже этого не слышат. Вы знаете, у нас много проектов есть, в т.ч. и  с  библиотеками. И вот в одной библиотеке мы проводили целую серию встреч с подростками. Подростки, которые приходят, вы все знаете своих подростков, они берут свои гаджеты и делают вид, что мы мебель, что собственно так и есть. Мы для них “мебель”, мы тут пришли непонятно с чем и все такое. Но мы хитрые. Мы понимаем, что мир изменился, что дети изменились и что нужно уже пытаться говорить на их языке. Мы взяли и накануне написали своему другу в Киев, он очень знаменитый там у себя. Рок группа у него своя, называется «Антитела». Дима ему написал: Тарас, будь другом, запиши, пожалуйста, ролик и расскажи там о себе. А он молодой человек. Ему 23-24 года. У него есть жена, у него есть ребёнок, хорошая работа, не смотря на то, что у него хорошее образование то ли юридическое то ли экономическое, финансовое какое-то, но он всё равно стал заниматься музыкой, создал группу. Это очень успешная группа сейчас там, это было ещё до войны. Он записал этот ролик, ещё вставил клипы своих замечательных песен. И, когда наши дети любимые в библиотеке сидят все закрытые с гаджетами и делают полностью вид, что мы не существуем в этом мире, а мы взяли и поставили им этот ролик. Мы сказали: ребята, у нас есть очень интересный человек молодой, который недалеко от вас ушел по возрасту тем не менее есть у него хорошая работа интересная, есть у него семья, даже ребёнок есть, есть у него сыночек свой. Так вот он вам письмо написал, и включили клип. А в библиотеке  прекрасный экран, огромный телевизор. Так вот наши деточки, это были 10, 11 и 8 класс, они просто рот открыли, гаджеты отложили и на Тараса уставились. Это была удивительная реакция. Клиповое сознание наших детей. Мы просто рассказали о жизни на понятном им языке. И все это было три минуты, больше их внимание не удержать. Я за то, чтобы учителя имели уважение, имели статус, чтобы дети внимательно относились к тому, что мы им даем на уроках. Но вот как это делать — давайте думать вместе. Я не говорю, что это должно быть  так, так, так… нет. Мы вместе с вами можем сесть и подумать, как это сделать.
Дмитрий Лысак:

На сегодняшний день вот такие общественные проекты всё больше необходимо внедрять и все больше людей привлекать к ним. Мы думали создать проект, который бы назывался «НАЗАД В ШКОЛУ», когда бывшие выпускники школы приходят и проводят какие-то уроки, встречи проводят, рассказывают. Это тоже позволяет выстроить взаимоотношения. То, что вы говорите —  конечно же, во всё это  надо входить, понимать, что мы что-то привносим туда, если нас допускают, это надо использовать. Но сравняться с ними нецензурными  не стоит. А может быть даже привнести туда какой-то элемент, который мог бы на их площадке организовать что-то. Они говорят, как какие-то учителя плохо выглядят, или какие-то рекомендации им дают, мы можем задать им, допустим, конкурс фотографий провести для создания особого настроения. Они сценки всякие любят… так задать им тему: «Фотография меня на уроке». Вот они и высылают. И вы уже начинаете потихоньку быть организатором. Вы можете этот конкурс-селфи задать, а потом уже не просто наблюдать, а войти в процесс организации. А дети сейчас очень любят себя фотографировать. Это целое направление — селфи.                                                

 

Вопрос из Питера.     ссылка на видео
Вопрос:   

Вы предлагаете определенные методики. Но если в семье, в которой мама, папа, дети, один родитель не принимает эту методику? Т.е., он не хочет меняться, не хочет развиваться и соответственно происходит некий конфликт, как быть в такой ситуации?
Ответ:

Дмитрий Лысак.

Друзья, для нас на сегодняшний день существует такой момент и я думаю это поможет нам продвигаться дальше. Все нужно делать постепенно, без резких движений. Невозможно заставить человека быть счастливым или резко измениться, это очень сложно. Мы предлагаем формы. Вы наверно слышали, это форма Круга. Когда мы семейный совет проводим в форме круга; но это не главное, круг может у вас и был. Главное, когда мы решаем какую-то проблему или задачу и каждый высказывает свое мнение, мы не перебиваем, а просто внимательно его слушаем. И каждого слушаем на предмет, как можно решить эту проблему и задачу, стараемся ровным счетом за несколько кругов прийти к общему мнению и это будет главная наша задача. И в этом случае, как вы говорите, кто-то может будет не участвовать, “вот не хочу и все”. В любом случае, этот человек — наблюдатель, взрослый человек или ребенок, он все равно смотрит и наблюдает за тем, что происходит. Самое главное, это те впечатления, те состояния, которые возникают между вами. Если вы уходите после этого радостные, довольные, счастливые, если вы демонстрируете то, что именно здесь вы смогли ответить на вопрос, на который долго не могли найти решения, то именно это состояние, которое у вас есть после такой работы, и является демонстрацией и магнитом для человека. Это первый момент.

И второй момент. Существует множество разных событий: поездка совместная, это может быть в виде экскурсий, какой-то пикник, либо игра какая-то совместная, где вы можете применить те формы, которые на сегодняшний день есть у нас. Объединяющие игры, упражнения, организации экскурсий по правилам — это может втянуть человека в этот процесс.
Елена Дробинина.

Я еще хотела добавить, что порой человеческое сопротивление основываются на том, что его не слушают. Очень часто человеку нужно, чтобы его выслушали, а вот наш круг, будь то семейный или наш семинар дает как раз такую возможность высказаться и не просто высказаться, так, что тебя со вниманием будут слушать все участники твоего круга, это очень важно. И когда ваш папа поймет, что на этом совете он важный и что его будут внимательно слушать, его мнение никто не будет оспаривать, а оно будет сложено в центр круга, будет услышано и всяким уважением окружено, то очень быстро папа поймет, что нужно возглавить этот круг и присоединится конечно же.

 

Вопрос из Питера 2.     ссылка на видео
Вопрос:   

Меня зовут Михаил, я являюсь одной из точек этого треугольника в качестве родителя. Перед этой встречей мы в фойе немного побеседовали и нас очень трогает актуальность сегодняшней темы, и мы много надежд возлагаем на это.Я как родитель — тоже. У меня есть дети маленького возраста и подросткового. Что касается детей маленьких, если вопрос от молодых родителей, то мне более-менее понятно и надежды мои прочные.

Вопрос родителей детей подросткового возраста, которые эту схему, к сожалению, не успели сохранить или построить, этого треугольника, где разорваны отношения у детей с родителями, также у детей с педагогами.

Что делать родителям и можно ли нам в рамках этого проекта надеяться на решение таких проблем?

Ответ:

Дмитрий Лысак.

Спасибо за вопрос. Сначала начну с психологического момента, потом конкретно, что можно сделать.

От проекта. Проект уникален тем, что он сбирает опыт участников, организаторов. Он собирает опыт всех участников, а у нас их более трех тысяч. Они нам рассказывают различные истории, примеры. Уникальность проекта в том, что у нас есть возможность их транслировать для всех.

Во-первых, то что вы потеряли какую-то связь, на самом деле это не так. Связь она есть, она навсегда. Просто она стала незаметная, она построена на противоречиях. Психологически, основные отношения строятся на том, что в этом возрасте, подростковом, ребенок очень остро чувствует давление на себя. Он начинает это ярко ощущать и,естественно, это ему не нравится. Хотя давление на себя мы чувствуем всегда. С самого маленького возраста, когда ребенок говорит “нет”, отрицает все. Либо, когда ему что-то запрещаешь, он наоборот — начинает это делать. В подростковом возрасте ребенок создает собственный контент жизни, который бывает очень часто противоположным, таким образом он говорит: “Я не хочу, чтобы на меня давили”. Естественно, во взрослой жизни мы тоже не хотим, чтобы на нас давили, но  к этому возрасту мы учимся лавировать, работать со своими состояниями, т.е. не проявлять мощно свое несогласие с тем, что нас подавляет.

Вот подростковый возраст как раз и строится на том, что они нам не говорят открыто, они это проявляют в делах.

Между нами есть такая фраза: “подростки хотят перемен”, и каждый раз показывают это, например, сегодня они выкрасили волосы в красный цвет, а завтра в зеленый и слушать вас, что это некрасиво, они конечно же не будут. Таким образом они демонстрируют, что они хотят перемен.

В своем проекте мы часто говорим, что если мы хотим найти взаимодействие с нашим ребенком подросткового возраста, то прежде всего нам необходимо искать это взаимодействие через его друзей. Т.е. нам необходимо стать авторитетом для друзей моего ребенка, это та формула, о которой мы в течение года говорим. Как это проявляется. Например, мы знаем на сегодняшний день, что определенная культура, субкультура у детей, допустим рэп им  нравится. Почему нравится? Потому что через определенный ритм я могу проговаривать свои состояния вслух. Мы это знаем. В этом случае мы можем создать некую рэп-команду, пригласить специалиста, и мы знаем, что в С. Петербурге есть такой специалист. Совсем недавно мы его приглашали в Пермь, и он здесь работал с детьми. И в форме рэпа наши дети будут говорить

о своих состояниях, своих переживаниях, и даже устроят клубный вечер, некую вечеринку, которую мы можем провести у нас на даче, дома, в школе, в библиотеке. И через такие состояния мы сможем услышать, чего они хотят, о чём переживают. В том случае, если мы поможем им это сделать, то такая форма поможет нам наладить взаимоотношения. Приведу пример. Есть ребенок, с ним очень сложно найти общий язык, но как раз рэп помог ему проговорить внутренние состояния, что его волнует. И становится понятным, что происходит с ним. Для нас это главное — быть уверенным, что он и его мысли находятся в зоне безопасности.
Елена Дробинина.

Т.е. мы хотим сказать, что надо стараться сейчас, как бы нам не было сложно, общаться с нашими подростками через формы понятные им. И  мы предлагаем: напишите смс своей дочери или сыну, который сидит без конца в компьютере, напишите ему письмо, электронное письмо, которое он получит, или в чат соц. сети, или как-то еще. Это впечатлит его гораздо больше, чем если вы будете стоять у него над душой и читать ему лекцию, либо запишите клип и в этом клипе расскажите, что вы хотите от него, что вы лично чувствуете, и что вас, может быть, связывает. И он услышит вас. Потому что клиповое сознание подростков такая известная сейчас тема, вы и сами все это знаете. Но сделать такой шаг, который мог бы подростка нашего зацепить, тогда перевернется его восприятие и отношение к вам изменится.

Дмитрий Лысак.

Буквально накануне нового учебного года мы подготовили такую рассылку, она прошла второго-третьего сентября, но тем не менее полезна всем участникам проекта, там были сценарии классных часов и родительских собраний, плюс еще был ролик; рэп-урок географии, восьмой класс. Кому пришла такая рассылка — покажите своим детям обязательно. Мы  когда  приехали в одну из  школ, учителя подбежали к нам и сказали:

  • Вы прислали такой замечательный материал! Мы не знали, как нам провести этот первый урок в классе. Достаточно сложно начинать учебный год. Мы включили ролик и ровно через три минуты, когда завершился этот рэп-урок, дети сказали: “Видите, все понятно, можете же. Понятно объяснили”.

Лена начала говорить, что мы должны избирать формы, которые удобны им для восприятия. В этом случае, самое основное, подростки хотят перемен, они хотят, чтобы мы им тоже демонстрировали готовность изменяться и самое главное — развиваться. Они должны видеть, что вы ровным счетом так же развиваетесь, увлекаетесь какими-то полезными, интересными делами. Участвуете в каких-то волонтерских делах, занимаетесь саморазвитием, путешествуете. Это будет главным моментом, который будет притягивать их, как магнитом. Они будут за вами постоянно наблюдать, как бы со стороны, но будут видеть эти изменения.

Елена Дробинина.

А мы, со своей стороны, в проекте Счастливое детство будем искать различные интересные подходы, пути, для лучшего соприкосновения с нашими почти уже взрослыми детьми.

 

Вопрос из Таганрога.     ссылка на видео
Вопрос:   

Ребенок приходит домой и жалуется, что учитель проявляет власть по отношению к нему. Скажем, буквально его узурпирует. Мне как родителю что советовать ребенку или что мне делать?

Ответ:

Дмитрий Лысак.

Да, вопрос конечно сложный. Сложный, потому что мы вступаем в процесс, который уже идет, и резко  внести какие-то изменения невозможно. На сегодняшний день мы должны понимать, что после 13 лет у наших детей появляется собственный круг общения,  они его создают. И в нем, поверьте нам, наблюдающим много коллективов, взрослые, как правило, не присутствуют. Взрослые существуют на ступеньку выше для детей, может где-то формируют поведенческие нормы, но тем не менее коллектив детский существует в собственных интересах и у них там развиваются какие-то взаимоотношения. Если мы хотим с вами каким-то образом изменить ситуацию, то мы должны работать вот с этим коллективом детей, стать авторитетами для друзей моего ребенка. Это первый момент для понимания.

Но, мне кажется, что здесь опять же мы должны привнести в жизнь класса, в жизнь нашего педагога такую форму, как круг. Показать преимущества этой формы. Возможно, организовать какое-то мероприятие. Причем, этим летом мы как раз пробовали переводить игровое шоу в круглую форму, в семинары. Предложить нашим педагогам пройти подобный курс и с помощью обучения педагогов таким формами как раз добиться такого результата, когда мы вместе создаем основу для развития своих детей. Не тогда, когда родитель или педагог вносит что-то свое, а мы должны сблизить ценностные ориентиры и создать общие ценности, которые потом как раз и явятся базой для  жизни наших детей.

Елена Дробинина.

А мы, со своей стороны, в настоящее время работаем над разработкой такого курса для специалистов, но также он интересен будет и родителям, когда виртуальным образом можно будет пройти этот курс и научится быть ведущими кругов. Понять, для чего такая методика существует и как ее претворять в жизнь.





Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий