«Детские страхи. Откуда они берутся?» — 14 — 15 февраля 2015г. — На вопросы участников отвечают эксперты сайта.

Вопрос из Твери.                                                  Ссылка на видео
Дети растут. Маленького ребенка можно взять на руки, обнять, сказать не бойся. И все вопросы решены. А когда ребенок подрастает? В подростковом возрасте, есть такое понятие, как природное чувство самосохранение, вызывающее испуг и страх. Он потом может перерастать, уходить или  так и остается на уровне природы?

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

Все страхи, которые не были переведены в развитие, те в какое то новое состояние, -те  должно произойти раскрытие, то страхи остаются навсегда. Я работаю с коллективом сотрудников, которые испытываю стыд, выступая перед кем то, бояться оценки. Это очень мешает. Допустим, нужно поехать к клиенту, и провести презентацию, и он ее готовил, но боится ее провести. И это состояние страха, вплоть  до панического. Поэтому мы должны помогать ребенку преодолевать страх, раскрывать его природу. И это и есть наша задача. В фильме об этом говорится. Прежде всего,  мы можем это преодолеть, перевести в другое состояние, с помощью доброжелательного окружения, эмоционально положительной атмосферы. На сегодняшний день других ответов нет. Об этом говорят все специалисты в этой области. Мы должны понять природу страха через обсуждение с ребенком. Затем, развить уже новое состояние уверенности, поддержки, заботы, любви, внимания через наше хорошее окружение, через друзей, которые помогут ребенку  утвердиться в том, что он приобрел это новое состояние.

 

Вопрос из Кишинева                                                 ссылка на видео
 В фильме было сказано ,что самый сильный страх – страх перед неизвестностью. Он овладевает и детьми, и взрослыми. Можно ли ответить, как по пунктам 1,2,3 преодолевать этот страх?

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

Хороший вопрос. Этот  страх рождается в состоянии неопределенности. У ребенка в доме, когда есть, какая то конфликтная ситуация, а мы ребенку о ней не говорим, часто это между родителями. Ребенок интуитивно чувствует это, ему никто про это не говорит, не объясняет ситуацию. Бывает мама лежит в больнице с серьезной болезнью, или папа, или кто-то из родственников, тот с кем у него близкие отношения. Мы поэтому часто говорим мама, потому что у ребенка с ней до 10 лет наиболее близкие доверительные отношения. Ему говорят, что она скоро буде, скоро приедет, но не говорят о больнице. А у него нарастает ожидание, что вот она уже должна зайти. Нужно садиться с ним и обстоятельно рассказывать ребенку, что же реально произошло. Вот это состояние неопределенности часто возникает у него в раннем возрасте. Мама и папа задерживаются на работе, а мы бабушка или дедушка, с кем его оставили ничего конкретно не знают сами, ему сказать не могут.  Ребенок беспокоится, что его оставили, бросили. Конечно, ему нужно более определенное состояние приобрести. Состояние неопределенности может возникать, когда ребенок, например, пошел в школу. Он был в детском саду, там была любящая, нежная воспитательница. А в школу пошел, там достаточно строгий педагог, детей много, требования серьезней, правила вводятся. И вот этот переход сложен для детей, некоторые порой не справляются. Для детей непонятно, а как мне реагировать, как вести мне сейчас. И вот здесь как раз метод круга помогает. Когда мы вместе принимаем правила, по которым будем жить в этом новом классе. Разбираем с друзьями новыми чем мы будем заниматься после школы. И дома с родителями происходят такие же обсуждения. Таким образом снимаем это состояние неопределенности.

 

Елена Дробинина.

Ещё один аспект это неопределенность перед будущим., что будет дальше. Здесь играет большую роль работа, которую мы организуем вместе родители и педагоги, что бы показать многогранность окружающего мира маленькому человеку или взрослеющему. И вот здесь на первое место выходят  организованные экскурсии и в банки, и в магазины, и в суды, и в больницы – детской травмы, и в дома престарелых… Во все социальные институты. Мы взрослые знаем, и для чего они, и как с ними жить, с ними взаимодействовать. А маленький человек это должен узнавать от нас. И тогда неопределенность будет всё определенней и определенней. Он будет понимать, как дальше будут строиться его жизнь. И страхи будут перерастать в его устремления, в его задачи, которые он будет решать поэтапно.

 

Вопрос из Таганрога.                                                             Ссылка на видео
Если у ребенка, по мнению родителей, мало страха, т.е влияет ли это на его безопасность? Нужно ли с этим, что то делать? Хорошо это или плохо?

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

Вопрос понятен даже из фильма. Страх это нормально, это хорошо. Страх должен быть. Да это защита. Есть первичный страх, если сейчас что-то хлопнет, и вы вздрогнете, то однозначно у вас есть этот первичный страх,  и это хорошо. А когда медики вдруг отмечают, что у ребенка нет такого первичного страха, то тогда мы начинаем беспокоиться с точки зрения болезни. Но у вас всё равно есть какие то страхи. Нет страхов которые вы когда то переживали. Наши дети они другие, они по-другому развиваются, быстрей развиваются. Мультимедиа оно помогает. Они даже порой сами себе психологами выступают. Здесь следует обратить внимание, что у них есть стыд, публично выступать, прийти в школу в чем попало. Вот этот страх мы часто не замечаем, порой подавляем, с точки зрения, что вот это нужно сделать. С эти страхом нужно разобраться, понять составляющие этого страха. Как он сам к нему относится. Лучше всего это делается в кругу друзей. Там мы можем достать все наши страхи и повеселиться над ними. Мы можем с этими страхами провести определенную работу, игру. На эту тему есть не мало литературы.

Елена Дробинина.

Когда мы научимся с ребенком проговаривать недостающие, на наш взгляд, моменты, его реакции. Что в некоторых моментах он неосторожен, не боится опасности. Мы начинаем это проговаривать, анализировать. Таким образом мы воспитываем в ребенке взрослую часть, способную к самоконтролю, к самоанализу, к саморегуляции. Даже на такой частной теме, как детские страхи, мы не перестаем возвращаться к тому, о чем говорим всегда.

 

Вопрос из Риги.                                                                     Ссылка на видео
Объясните страх темноты

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

Страх, боязнь темноты рождается из дефицита внимания, когда что то не хватает. Ребенок должен чувствовать с вами постоянный контакт. Обнимашки, так называемые, мы должны делать регулярно, постоянно, что бы он чувствовал связь. Чувствовать внимание к нему не ослабевает. Эти все моменты не ослабевают в этом состоянии. И ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Ему нужен постоянный дружеский контакт, с ним должно быть постоянное общение, эмоциональная дружеская атмосфера. Что бы он преодолел страх темноты. Все это мы разбираем в кругу, через игру, через обсуждение, а что там, в темноте происходит?  Входит, допустим, папа в комнату и говорит: — Сейчас мы будем с твоими приведениями, страхами бороться (делает пассы руками). Поколдовали и он говорит: — Всё, я всех разогнал, со всеми справился! А сын и говорит  — Не всех! Вон под кроватью один ещё сидит! И вот тут мы должны задать вопрос  — А как он выглядит, что он сейчас делает?  И в этот момент ребенок расскажет о себе, что его мучает, в чем он чувствует дефицит.

 

 

Вопрос из Боровичей.                                             Ссылка на видео
Как научить подростка не бояться общественного мнения? Ребенка шести лет не бояться публичного выступления?

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

Есть такой момент, мы уже говорили. Откуда проявляется этот страх, он появляется из состояния, что я боюсь получить негативную социальную оценку. Исходит это из стыда. Стыд — это та часть, которая заложена в нас от природы. И это хорошо. Таким образом мы соотносим себя к социуму. Что здесь очень важно для нас родителей и педагогов.

Преодоление этого страха позволяет мне выходить из себя т.е. проявлять состояние эмпатии, когда я начинаю через выступление говорить не только за себя, но и за тот коллектив, который сейчас здесь присутствует. Такая сверх задача. Изначально нужно дать проявить словами, все то что я сейчас переживаю, все, что во мне сейчас происходит. Как это сделать? мы изначально должны определиться с тем местом, где выступает человек, с тем коллективом. Возможно, первый вариант. Я не чувствую поддержки. У меня есть мои одноклассники, я не чувствую поддержки от них. Как почувствовать эту поддержку? Через создание дружеской атмосферы, это надо делать с маленьких лет, где каждому участнику дать возможность выступить.

Второй момент. Я не чувствую поддержки от своего педагога, от воспитателя. Т.е. либо я получаю какие то оценки, либо осуждения, либо меня прерывают в какой то момент. Бывает ребенок выступает, долго вступает, нам уже кажется ну уже хватит, а он пытается таким образом найти тот стиль подачи себя для аудитории. И вот важно, на первом этапе не прерывать, а потом вместе с ним разобрать это выступление. Причем это лучше делать с детских лет с самых маленьких, когда они находятся в садике. И таким образом, когда мы подходим к подростковому периоду, там естественно начинается определенные гормональные изменения, особенно в тринадцать лет. Там уже внешность, кого я привлекаю своим выступлением.В этот момент, подростковый, мы должны понимать, что у мальчиков должен быть круг друзей из мальчиков, именно друзей, которые его поддерживают. У девочек должен быть круг друзей из девочек, которые тоже поддерживают свою подругу. К стати, мы часто видим, что наши дети выбирают себе друзей, которые начинают их оценивать, поправлять постоянно. Как кажется некоторым подросткам взрослость. Т.е. я сейчас своему другу выскажу замечания, таким образом я становлюсь уже взрослым. По этому, наша задача помочь организовать процесс, этому только научить можно, чтобы подростки могли обсуждая какие то вопросы не осуждать друг друга. Дать им возможность высказаться, дать им возможность проявить себя. И вот наши правила, которые мы вводим они в этом помогают.

Елена Дробинина.

Дело в том, что боязнь выступления у ребенка шести лет это нормально. На самом деле это еще очень маленький ребенок. И если, тем более, это маленький человек имеет дефицит поддержки и любви, то сто процентов ему будет тяжело выступать. это та, как раз наша задача поддержать, полюбить, обнять. Он ведь еще полностью весь наш, этот малыш и ему на самом деле пока еще все равно до сверстников, по большому счету, все это зависит от взрослых.

 

Вопрос из Новосибирска.                                      Ссылка на видео
Правильно ли это, когда родители делая запреты пугают детей разными вещами ( не пей из копытца – козленочком станешь)

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

Вопрос, конечно, интересный. Но прежде всего надо сказать, что родители и педагоги проявляют воспитательный характер. Берут вот эту функцию у страха, воспитательную. Это возможно, но со временем это перерастает в некую неопределенность, когда мы не знаем, реально, что может там произойти. Нам говорят не ходи туда, там что то произойдет. Ребенок растет и этот вопрос у него может оставаться. В этот момент это сработало, а через какое-то время уже не срабатывает. Если мы не будем ему раскрывать, а что там может произойти, но здесь уже другой разговор должен быть, более серьёзный, то это переходит в состояние неопределённости. А что же там может произойти? И вот тут ребёнок начинает додумывать и то, что он видел в мультимедио, в интернете, по телевидению он начинает это каким-то образом собирать. У него собирательный образ происходит. Собирательные  истории, что может там произойти. И это может напугать. Это может вызвать определенный страх. Если вы использовали такой метод воспитательный, то через определенное время, дорогие мои родители, педагоги, вам необходимо дать разъяснения, а что же там может произойти. А лучше всего эту ситуацию проигрывать вместе с ребенком, чтобы он пофантазировал. Ну допустим, а что там может произойти. Через это, кстати, вы можете услышать дефицит какого состояния, который у него существует. Это может быть дефицит внимания, и он рассказывает, что там может в темной комнате произойти, и вы через его рассказ поймете, что у него есть дефицит внимания, любви, безопасности. Ребенок не чувствует себя в безопасности. Через проговаривание вы можете всё это получить. И кстати наши современные дети, они чаще всего рассказывают, что им не хватает любви, заботы, внимания нашего. Дети маленькие, а у них уровень эгоизма настолько высокий, что им много нужно любви, внимания, заботы. Нам в их возрасте не требовалось всего этого и столько много. Им просто это необходимо сверх меры. И вот в этой плоскости вы можете получить ответы, что ребёнку не хватает.

Елена Дробинина.   

Я хотела ещё добавить, что по нашей методике детям надо давать наиболее правдивую картину мира. На самом деле, если звезды улыбаются, зайчики разговаривают, а мишки в штанишках ходят, то это может сказываться в том числе. Может вы помните, по новостям широко прокатился сюжет, как одна девочка лет эдак 16-ти, 18-ти прыгнула в клетку к мишке, потому что он милый. Потому что у нас у всех игрушки есть и в мультиках мишка разговаривает. Он добрый и милый, и вот такой образ сложился у девочки. И была проблема. Я не знаю, до смерти эта проблема довела или нет, но это проблема. Вот это результат искаженной подачи реальности. Большое спасибо вам за вопрос. Нужно думать каким образом нам, взрослым, предостережения детям выдавать в правдивой и интересной форме это было с другой стороны, вместе это было, для того, чтоб и картина мира не искажалась, и маленький человек понимал, что будет опасно. Вот таким образом. Поэтому мы не говорим, что нельзя пугать детей, но пугать надо грамотно.

 

Дмитрий Лысак.

Тут момент, так как мы как раз сейчас находимся в библиотеке и библиотека скажет, а как же сказки? Друзья, тут есть такой момент, мы говорим о детях современных. Кроме сказок и мультиков наши дети получают мультимедио. Очень страшные мультики, фильмы и игры у них такие. И спектр восприятия становится другим у ребенка. И поэтому нам надо задумываться в ближайшее время, а какие у них будут книги, какие мультики, какие фильмы, потому что дети воспринимают всё как приглашение к действию.

 

Вопрос из Перми.                                                   Ссылка на видео
Просматривая фильм, если я правильно поняла, что за страх отвечает определенная часть мозга. Если мы переводим это в радостные эмоции, то как на это отреагирует мозг. Не приведет ли это к тому, что вообще исчезнут страхи или с другой стороны, эта ситуация усугубится и в дальнейшем к одному страху будет присоединяться другой страх?

 

Ответ:

 

Елена Дробинина.

Этот вопрос, с одной стороны к нейрофизиологам, с другой стороны хочется верить, что человеческий  организм все-таки устройство мудрое, правильное и сбалансированное, хочется в это верить. И все-таки мы здесь говорим о каких-то моментах, которые трудно пережить нашим детям. Нейрофизиология, это не наша область и мы не можем о ней рассуждать.

Дмитрий Лысак.

Мы не можем об этом рассуждать. Из фильма мы выяснили, что страх заложен внутри нас, он не может никуда деться. Есть первичные страхи, по которым вообще определяется человек, здоров не здоров. потому что, если сейчас здесь что то неожиданно упадет, естественно вы все испугаетесь. Это называется первичный страх, а если, вдруг этого страха у вас нет, тогда придется оратиться к врачу, потому что вы. как то не реагируете. Защитная функция. В фильме об этом сказали. В нас это заложено от природы. Настолько умная природа, что в нас заложила это, но опять же, страх это и возможность воспитательной работы. А что такое воспитание, это перевод человека на другой уровень, на другую ступеньку, согласно его возрастным особенностям. И здесь конечно же, наша задача, как это сделать. Лена начала говорить, ответ один. Да, ответ один, провести обсуждение. Как обсуждение провести?. Только по правилам определенным, чтобы каждый высказаться, чтобы у каждого была возможность проявить действительно свое внутреннее состояние, не сказать так, как нужно учителю сейчас или не сказать так как нужно сейчас моим товарищам, а попытаться выразить свои состояния словами и поделиться. Через обсуждение уже, каким то образом происходит изменение, рост человека, что называется плюс один. Вот это наша задача. Организовывать такие процессы, где, допустим, участниками круга становятся наши дети, а не педагог. Он становится как бы со стороны, организует этот процесс, чтобы опять же не было этого страха перед преподавателем, что я сейчас могу сказать и меня как то могут оценить, обсудить или еще что то.

 

Вопрос из Ростова -на-Дону.                                  Ссылка на видео
Я помню свой детский страх. Мне сказали, что летит какой-то астероид на землю, он скоро врежется в землю и все умрут. Я очень этого боялся. Как выходить из страхов, которые на зависят от действия людей?

 

Ответ:

 

Дмитрий Лысак.

В фильме, который мы смотрели есть ответ, откуда у нас берутся эти глобальные страхи, которые в нас формируются  из общего  формирования всей нашей планеты.

Практический ответ, любому ребенку в определенном возрасте нужно показать мир глобальный и интегральных взаимосвязях. Очень часто, особенно в возрасте до шести лет, ребенок хочет узнать, как устроена наша планета, как устроена наша солнечная система. По этому мы уже говорили, что если в вашем доме появится карта звездного неба и вы с ребенком будете смотреть на реальную карту, а не на звезды, которые улыбаются в виде каких то символах. И будете с ним смотреть и разговаривать о созвездиях, орион, большая и малая медведица и как это все взаимосвязано. И вообще, вместе посетить планетарий. Главное не в посещении, а в последующем обсуждении. Только через обсуждение возможно вовлечь в этот процесс и возможно запустить процесс познания. Поэтому, вместе собираем команду друзей, посещаем планетарий, садимся и обсуждаем потом, а что мы узнали сегодня, что мы раскрыли в этом мироздании. Как наша планета связана с другими планетами. Это первый аспект.

Второй не маловажный аспект, когда мы,эти всевозможные страхи, которые нам формирует мультимедиа, мы также разбираем. Допустим наши дети дети посмотрели фильм “Армагедон” и мы это фильм, буквально вместе разбираем, обсуждаем насколько это реально и вместе приходим к выводу, что это есть некая фантазия автора, который дошел до определенного момента. Да в принципе,это может быть было бы возможно, но это только фантазия. Можно вместе пофантазировать можно им предложить самим пофантазировать, где они проявят все свои творческие таланты, а потом провести обсуждение. И вот этот страх будет уже снят, потому что им будет понятен механизм, откуда берутся такие фантазии. Они увидят, как их товарищи, друзья, тут же придумали вот эти страшилки и уже в следующий раз они не будут так включаться в то, что увидят на телеэкранах или в интернете.

Елена Дробинина.

Мы говорим о том, что по нашей методике воспитания с помощью круга, мы постоянно ведем обсуждения с детьми вообще всего, всего, что происходит с нами в этом мире окружающем и таким образом формируем у маленького ребенка взрослую часть. Он становится способен анализировать, способен критически размышлять.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий