24 — 25 октября 2015г. — “Трудные дети”

4

      Мы продолжаем общение в кругах доверия. И будем на этой встрече разбираться, что же такое трудный ребёнок.

       Трудными детьми не рождаются, ими становятся. И прежде всего именно потому, что мы, взрослые, не уделяем таким детям особого внимания. Поведение такого ребёнка не согласуется с нормами поведения общества и коллектива,  в котором находится ребёнок, и переходит в форму агрессии. О трудных детях много говорится педагогами,в т.ч.  В.А. Сухомлинским. Все они говорят об одном и том же, что все трудности у детей -это порождения пороков у взрослых. Когда мы в наших отношениях, отношениях взрослых, допускаем  нецивилизованные нормы поведения, неуважение  друг к другу провоцирует то самое, “трудное”, поведение.

         Мир стал другим, он ускоряется. Мы видим много кризисов, во всех сферах нашей деятельности. Особенно это заметно в семье.  И так как семья более ответственна за ребёнка, то именно в ней кроется причина “трудного” поведения.

        В семье ребёнок видит пример поведения, на котором он учится.  К сожалению, мы просим его вести себя примерно, а сами поступаем по-другому или вообще противоположно. Это вызывает реакцию агрессии. Потому что   идёт несоответствие того, что он видит в реальности и того, что мы говорим.  

       Современные дети реагируют на все изменения гораздо быстрее, так как интуитивный уровень у них намного выше. И неумение ребёнка правильно  поработать с  ситуацией, со своим состоянием, неправильная оценка всего происходящего, неумение найти выход выливается в это самое «трудное поведение».

       Трудное поведение наших детей  дано нам, взрослым, чтобы мы тоже научились правильно взаимодействовать с ними. Ну и именно в подростковом возрасте это становится актуальнее: на любое предложение взрослых подросток, как правило, говорит противоположное мнение. Кроме того, именно в этом возрасте подростки очень подвержены мнению групп, окружения, и именно это ведёт их к  девиантному поведению.

        Все эти трудности могут быть преодолены. В любом ребёнке, человеке, живёт глубокая потребность быть любимым и значимым. И если он недополучает этого в жизни, то именно поэтому он становится для нас трудным. Именно через своё поведение он будет привлекать к себе внимание, искать в отношениях то, что ему необходимо — заботу, нужность в обществе, любовь. Хочется сказать и о том, что в это время, когда с  ребёнком трудно, ни  в коем случае нельзя оказывать  сильное давление на его поведение. Так как это скорее даст обратный эффект. Как пружина: чем сильнее мы будем оказывать давление, тем сильнее будет сопротивление. В любом возрасте человек не терпит, когда его подавляют. Он всегда оказывает сопротивление, бунтует и множество экспериментов это показывают. То есть трудное поведение — это сигнал взрослым, одноклассникам, окружению, что идёт неправильное взаимодействие. Именно поэтому ребёнок становится трудным. Как предотвратить такое поведение ребёнка? Как делать профилактику?

        Взрослые обязаны показывать детям пример  правильного взаимодействия. В любых ситуациях: в семье, в обществе, в общении с другими людьми. И та или иная “трудная” выходка — это всего лишь реакция ребёнка, согласно той программе поведения, которую мы заложили в него до 13 лет. Задача взрослых демонстрировать правильные формы взаимодействия. И самое главное — говорить с ребёнком о любви. О важности, о нужности ребёнка в любом возрасте. Родители — это всегда те люди, которые безусловно любят его. Независимо ни от чего. Они создают эмоциональную поддержку ребёнка. Хорошее окружение для ребёнка даёт основу для его развития. Развития его положительных качеств. Это окружение формируется не через отбор и селекцию “здесь собрали самых лучших, здесь — самых худших”. Оно формируется через доверительное общение в круге. Где я — ценность. Где мы равны и ценны. Где взаимодействие построено так, что мы раскрываем лучшие свои качества, особенности, способности и развиваем их. Перед нами стоит высокая и благородная цель — сделать этот мир интересней друг для друга, для  окружающих и для  себя. И специалистами были разработаны определённые правила. И эти правила позволяют привести механизм закладки лучших форм взаимодействия в  любой коллектив. И если мы совместим эти правила с общением в круге по форме “игра — упражнение — обсуждение” , то та трудная среда, которая сформировалась, будет  постепенно из раза в раз реконструироваться в новую прогрессивную форму взаимодействия: доверия, тепла, дружелюбного отношения. Через это будет постепенно меняться поведение. За это мы ,взрослые, и несём ответственность. В наших силах сделать это  в школах, в библиотеках, детских клубах, на летних детских площадках, даже в гостях. Везде где мы можем быть ВМЕСТЕ!

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий